Администрация Вожегодского муниципального округа
Вожегодский муниципальный округ Вологодской области

Доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики КНО

Доклад по правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) за 2022 год.

         В соответствии с законом Вологодской области от 28 июня 2006 года №1465-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» функции по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) возложены на администрацию Вожегодского муниципального округа на заведующего отделом природных ресурсов и охраны окружающей среды управления строительства и инфраструктуры.

         Исполнение полномочий по региональному государственному контролю (надзору) осуществляется в соответствии с Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 08.11.2021 г. № 1269 г.

         Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями, физическими лицами требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Вологодской области.

         Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством выявления нарушений природоохранного законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также осуществления деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Предметом контроля являются:

- соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области охраны окружающей среды, в том числе  требования,  содержащиеся в разрешительных документах, например, требования, содержащиеся в договорах водопользования;

- соблюдение изготовителем, продавцом требований, установленных техническими регламентами.

К объектам контроля относятся:

- деятельность, действия (бездействия) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;

- результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция, работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;

- здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные компоненты, которыми контролируемые лица владеют или пользуются.

Учет объектов контроля осуществляется при ведении регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Контрольные (надзорные) мероприятия продолжают осуществляться с учетом риск-ориентированного подхода. Все объекты контроля делятся на высокий, значительный, средний, умеренный, низкий риск. Категория риска присваивается с учетом отнесения объектов контроля к определенной категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

к категории среднего риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории в соответствии с  Критериями;

к категории умеренного риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствии с  Критериями, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию и (или) обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория;

к категории низкого риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с  Критериями.

Объекты контроля, отнесенные к категории среднего, умеренного риска подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего риска в случае, если объект контроля размещается:

в границах особо охраняемой природной территории регионального (местного) значения; в водоохранных зонах водных объектов или их частей.

Объекты контроля, отнесенные к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям высокого, значительного, среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:

а) постановлением о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершению административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.6, 8.2, 8.12, 8.4, 8.12, 8.14, 8.21, 8.42, 8.44, 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта контроля, вынесенного должностными лицами Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностным лицами контрольных (надзорных) органов;

б) обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта контроля, виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246,247,250 и 251 Уголовного Кодекса РФ.

Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется ежегодно – на основании правового акта контрольного (надзорного) органа, принимаемого до 1 августа текущего года. Постановление администрации Вожегодского муниципального района размещено на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска. Контролируемое лицо вправе подать в контрольный (надзорный) орган заявление об изменении категории риска, присвоенной объектам контроля, в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

В 2022 году постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» введены существенные ограничения по проведению плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами, а также по возбуждению дел об административных правонарушениях.

В связи с чем, в 2022 году контрольно-надзорная деятельность была направлена на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами.

В связи с изменением законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности с ноября 2021 года изменился перечень контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий (далее – КНМ и ПМ соответственно), проводимых в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора). Так, перечень КНМ дополнен такими видами мероприятий как выездное обследование, инспекционный визит, наблюдение за соблюдением обязательных требований, а ПМ дополнены профилактическим визитом.

За 2022 год отделом природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Вожегодского муниципального района проведено 16 рейдов по обследованию водоохранных зон водных объектов, 3 рейда по обследованию особо охраняемых природных территорий, нарушений не выявлено. Также отделом  природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Вожегодского муниципального района проведено 9 рейдов по обследованию земельных участков с целью обнаружения и выявления нарушений природоохранного законодательства, и принятии мер к ликвидации свалок и навалов мусора. Специалистами администрации Вожегодского муниципального района были выявлены 3 несанкционированные свалки.

Также специалистами администрации Вожегодского муниципального района за 2022 год рассмотрено 3 жалобы, обращения по фактам нарушений природоохранного законодательства; участие в 3 проверках органов прокуратуры в качестве специалистов; составлено 6 протоколов об административных правонарушениях.

Результаты надзорной деятельности администрации Вожегодского муниципального района за 2022 год представлены в таблице:

Наименование мероприятий

Проведено контрольно-надзорных мероприятий, всего:

39

в т.ч. плановые рейдовые осмотры, обследования, всего

30

Участие в проверках органов прокуратуры в качестве специалистов

3

Составлено протоколов об административных правонарушениях

6

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie